«Ветерок» против бурана
Даже не припомню, когда первый весенний праздник 8 Марта был таким зимним, как в этом году. Все три выходных дня мела метель, засыпая город снегом и сбивая прохожих с ног сильными порывами ветра.
Но непогода - не повод, чтобы в Международный женский день сидеть дома. Не все подарки еще куплены, не все нежные слова любимым мамам, женам и дочкам сказаны. Поэтому на улицах было людно, и особенно много народу толпилось на трамвайных остановках. На нашей, Обручева, нетерпеливо вглядывались в заснеженную даль человек тридцать.
- Давно стоите? - поинтересовалась у парня с букетом, бережно закутанным в газеты.
- Минут двадцать, боюсь, цветы замерзнут, а ни одной "пятерки" ни с той, ни с другой стороны, - вздохнул тот.
Люди на остановке недовольно загудели, общее мнение - в этом году трамваи ходят из рук вон плохо.
Мне надо было в ДК им. Маяковского. По рельсам - за полчаса добегу. Авось, на обратном пути повезет, легкомысленно решила я. Надежды не оправдались. Когда вышла из Дворца культуры, с горки открылась нерадостная картина: на рельсах в обоих направлениях застыли вагоны. Вереница, казалось, тянулась до РТТЗ. Горожане, обвешанные покупками, уныло брели по путям. Пришлось и мне вновь воспользоваться "одиннадцатым маршрутом".
Нелечебной ходьбой занимались прокопчане и в последующие два дня. Нетрудно представить, что на встречу с руководителем трамвайного хозяйства шла, "вооружившись" целым ворохом жалоб и претензий горожан.
- Сами видите: в конце прошлого года и начале 2013-го погода экстремальная - резкие перепады температуры, метели. На Тыргане рельеф местности сложный. В любой буран переметает большие участки пути. В результате массово выходит из строя электрооборудование подвижного состава. Оно ведь расположено под вагоном. Сравните: если в 2012 году было 150 случаев захода вагонов из-за неисправности электрооборудования, в 2013-м - 312. А тяговые электродвигатели выходят из строя в 4,5 раза чаще, чем в прошлом году. На ремонт же одного двигателя уходит от 8 до 48 часов, - попробовал объяснить ситуацию директор трамвайного хозяйства Павел Савельев. - К 1 марта отремонтировали оборудование и готовились выйти на плановый выпуск подвижного состава. А тут опять буран, и вновь вышла из строя половина вагонов.
Объективности ради надо сказать, что трамвайный парк в Прокопьевске старый. Из 84 единиц лишь пятнадцать новых вагонов, которые трамвайщики получили за последние пять лет. Остальные - 1985 - 86 годов выпуска. Но при этом ежедневно на линию должны выходить 54 вагона. Остальные составляют резерв.
- 15 новых вагонов, особенно белорусского производства, хорошо показали себя в экстремальных условиях нынешней зимы, - продолжил Павел Николаевич. - Надеемся получить еще несколько по губернаторской программе "Транспорт".
Увы! Обновлять парк на собственнные средства трамвайное хозяйство не в состоянии. Городской электротранспорт, как утверждают специалисты, во всем мире убыточен (Прокопьевское трамвайное хозяйство на 70% дотируется муниципалитетом). Но удобен и экологичен, поэтому востребован. В прошлом году городские власти, холдинг "СДС" и белорусские машиностроители организовали совместное производство по сборке трамваев повышенной комфортности на промышленной площадке нашего трамвайного хозяйства. Собраны шесть пилотных вагонов, причем они на 3-4 млн. рублей дешевле аналогичных моделей других российских производителей. А еще именно в этих моделях электрическая часть, наконец-то, вынесена из-под вагона наверх. Письмо за подписью главы города Валерия Гаранина о продолжении перспективного сотрудничества и в 2013 году направлено в областную администрацию.
С количеством вагонов разобрались. И вроде бы их достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу трамвайного хозяйства. В хорошую погоду. С другой стороны, на случай буранов существует снегоочистительная техника. Куда она подевалась? За свой "турпоход" 8 марта я не встретила ни одного "Ветерка". Зато буквально потряс мощный "Кировец" с бульдозерным ножом, бодро бегущий по рельсам в сторону 16-го училища.
- У нас двенадцать единиц тракторно-бульдозерной техники (правда, работают лишь восемь - нет водителей, хотя средняя зарплата доходит до 25 тыс. рублей) и пять "Ветерков". Но на 80 километров пути (именно столько составляет общая протяженность трамвайных маршрутов) все равно не хватает. В одном месте убираем, в другом пути заметает. Снега в этом году столько, что вагоны уже ходят в тоннелях, особенно в 4-м микрорайоне. Там, если ехать по дороге, лишь крыша трамвая видна.
Выяснилось, что снегоочистители, вполне оправдывая свое название "Ветерок", лишь сдувают снег с рельсов. Все они еще советских времен, причем кустарного производства, собраны местными умельцами. А современной снегоуборочной техники для городского электротранспорта, по словам П.Н. Савельева, нет не только в Прокопьевске, но и в России в целом - не выпускают ее у нас. Спасают трактора. Тот же "К-700", реанимированный специалистами трамвайного хозяйства. Помогает техникой и РДЭХ.
Чем дольше слушала руководителя, тем больше недоумевала: и специалисты в трамвайном хозяйстве отличные, и вагонов, по большому счету, хватает (хотя, без сомнения, парк требует обновления), и спецтехника есть, и к бурану готовились заранее, а в метель трудились круглосуточно. Почему же мы, пассажиры, частенько подолгу томимся на остановках? В буран, в мороз, а то и просто в хорошую солнечную погоду...
Ирина Смирнова
Фото Анастасии Улановой
Выпуск №: 11-2013 (13.03.2013)