Рейтинг@Mail.ru
«Машенька» с мужским характером

«Машенька» с мужским характером

На стройплощадке в 10-м микрорайоне, где споро поднимаются этажи очередной прокопьевской новостройки, залюбовалась работой автокрана. Мощная машина аккуратно подцепила емкость с бетоном, подняла на необходимую высоту, и из бункера-туфли ("правильное" название потом выяснила) прямо в опалубку потекла тяжелая смесь.

- Хаметов красиво работает. Профессионал! - пояснил, перехватив мой восхищенный взгляд, главный инженер ООО "Домостроительная компания" Юрий Сепп.

Поинтересовалась именем, отчеством мастера и вновь удивилась: Алексей Эрнистович - сколько ж кровей в человеке перемешалось!

- Да не так и много, - улыбнулся Алексей. - Отец татарин, мать русская. А замысловатое отчество - заслуга деда. Коммунист был яростный и моего отца в честь Эрнста Тельмана назвал. А в загсе еще записали неправильно "Эрнист".

Русским именем мой собеседник обязан ... знаменитому кузбассовцу Алексею Леонову, который в марте 65-го ("А я в марте и родился") впервые вышел в открытый космос. С выбором профессии Хаметов не заморачивался. Отец был плотником-бетонщиком, позже выучился на бульдозериста и трудился в Прокопьевском управлении механизации (ПУМ) на Красной Горке, мать там же - землекопом-трубоукладчиком ("Трое ребятишек в семье - кормить надо"). В 16-м училище готовили крановщиков, заодно и профессию водителя получил. И в армии тоже трудился на кране. Отслужил, вернулся в родной город, устроился в домостроительный комбинат - крановщиком, конечно. Лишь однажды "сбился" с избранного пути:

- В лихие 90-е ДСК наш разваливаться начал, работы не было, ушел на самосвал, года четыре на "КрАЗе" ездил, а потом опять на кран.

Чем же так "зацепила" его эта профессия?

- Любая работа хороша, - отвечает раздумчиво. - Но у строителей она на виду. Едешь, смотришь: вот тут я работал и тут тоже. Объектов много, все и не перечислишь. Раньше в основном жилье строили, потом - куда пошлют. И на "Кыргайской", и на "Карагайлинской", и в Абашево, на Томусинской ГРЭС строили административно-бытовой комбинат.

Спросила про секреты мастерства. Алексей Эрнистович лишь пожал широкими плечами: краны разные, какой-то поустойчивее, больше поднимает, у одного стрела механическая, у другого гидравлическая... А так большой разницы нет, принцип одинаковый. Секрет - не в технике, в отношении к ней:

- Дело ответственное, требует сосредоточенности, маленько расслабился, отвлекся - техника быстро скинет.

О машинах он говорит, как о живых существах, каждая - со своим характером. К своей личной отношение потребительское - она возит: с работы и на работу, по магазинам, на отдых в Алтайский край, куда выбирается с супругой, в лес за грибами... А вот кран называет уважительно: "кормилец", хотя и с женским именем.

- Его в Беларуси производят, называется "Машека" - Машенька, значит. Но для меня все равно - мужик. Разговариваю с ним, в сложных ситуациях прошу не подвести.

- И какие слова говорите?

- Ну, это очень личное. Вы же всем не рассказываете, как дома с мужем общаетесь. А кран - он, как член семьи. "Заболеет" - волнуешься, порой и в выходные бежишь, если надо подремонтировать.

При кажущемся индивидуализме труда крановщика многое зависит от команды:

- Сложно, когда не видишь, что делаешь, тогда всё от сигнальщика зависит. Один показывает четко, понятно, какой манёвр сделать, второй машет-машет "вира" - "майна", туда- сюда груз гоняешь, а не получается. Тут тоже сработаться надо, чтобы было взаимопонимание.

Самым скучным называет время ремонта: грязь, мазут, раскидал детали, собрал - целый день копаешься, а видимого результата нет. То ли дело - строительный монтаж.

- Несколько часов работы - и во! - показывает руками, как на глазах растет дом.

Сколько именно объек-тов на его "боевом" счету, Алексей Хаметов не знает, но за четверть века наверняка набралось на несколько тысяч прокопьевских новоселий.

Ирина Смирнова

Фото автора


Выпуск №:  32-2013 (07.08.2013)

Возврат к списку