Закольцуют и пропитают
Наверняка пассажирам всех видов транспорта памятна прошедшая снежная зима. У самого народного, трамвая, степень сложности выразилась в конкретных цифрах.
Начальник производственного отдела трамвайного хозяйства (ТХ) Ольга Мошенко показывает сравнительный анализ технических неисправностей. В зиму 2011-2012 гг. электрооборудование подводило трамвайщиков 150 раз, прошедшей зимой по электрической части пришлось устранять в два раза больше неполадок, а по двигателям в 4,5 раза.
- Самое страшное для нас - это заносы, - поясняет Ольга Борисовна.
Посадка, особенно у двух последних из пятнадцати полученных за последние годы вагонов, низкая, удобная для инвалидов. Но рельеф, по которому пролегает более 80 км городских трамвайных путей, довольно сложен для движения: то спуски, то подъёмы.
- Снега в прошлом году наметало иногда до метра высотой, а у нас на линиях более десяти мест, где буквально за минуты возникают перемёты, так что техника не всегда справляется, - озвучивает специалист уроки прошедшей зимы.
Тяговые двигатели, расположенные под вагонами, цепляя на себя снег, отсыревали и выходили из строя. Этим объясняется почти трёхкратное увеличение объёмов их ремонта: 240 против 88 позапрошлой зимой.
- К наступающему зимнему сезону производим пропитку якорей электродвигателей в вакуумной установке, которую изготовили сами, - продолжает специалист. - Она позволяет глубже пропитать якоря, следовательно, лучше защитить их от возможной влаги. Два десятка двигателей подготовлены про запас.
Большой объём строительства ведёт ТХ на Ясной Поляне. Здесь, напротив ДК им. Горького, бригада путейцев завершает строительство разворотного кольца. Площадку сначала пришлось очищать от мусора и растительности - вывезли почти пятнадцать "КамАЗов". Потом новосибирский институт выполнил проект с соблюдением всех норм и, в частности, прохождением путей не ближе двадцати метров от домов. Работы предстоит закончить до ноября, пока не лёг снег.
В решении кадрового вопроса трамвайное управление второй год успешно сотрудничает с Прокопьевским электромашиностроительным техникумом, который недавно объединился с бывшим 41-м училищем. Вагоновожатых здесь готовят почти как в Германии, по принципу "60 на 40", то есть 60 процентов времени учащиеся проводят за партами, а 40 - постигают азы профессии на практике.
- У нас соотношение немного другое: 80 и 20, - поправляет куратор курсов Татьяна Медведева. - Но схема та же.
На учёбу приходят как одиннадцатиклассники, так и все желающие до 35 лет, потому что через 15 лет водитель трамвая может идти на льготную пенсию. Учебный класс находится тут же, на территории трамвайного хозяйства. Проблем с набором не бывает: предприятие стабильно работающее, с гарантированным трудоустройством и соцпакетом.
Елена Баева
Фото Ирины Смирновой
Выпуск №: 41-2013 (09.10.2013)