Родник живой и чистый
- Ребята, кто в вашем классе хорошо поет, идите в хор! - деловито забежала к девятиклассникам комсорг.
Надя петь любила, поэтому решила попробовать, хотя даже не знала, где располагается клуб завода "Электромашина", куда их пригласили на прослушивание.
- Скажите, пожалуйста, как пройти в клуб? - робко спросила одного из мужчин.
-А что ты хочешь?
- В хор сказали идти.
Незнакомец взял девушку за руку и отвел. Желающих попробовать свои силы в пении оказалось много, школьники волновались, некоторые выходили из зала со слезами на глазах - не взяли! Надюше повезло, ее записали сразу же.
- В 60-е годы народное пение, хоры процветали, - вспоминает Надежда Георгиевна. - А хор "Электромашины" как раз вернулся из Москвы с ВДНХ, где Кузбасс представлял свои достижения. Женской группой руководил Иван Павлович Догаев, который в 1968 году создал хор и в ДК им. Артема.
Создал на пустом месте. Дал объявление, и люди пошли. С той же "Электромашины", из детской больницы, что располагалась в то время на Ноградской, где теперь находится кожвендиспансер, из других организаций. Наталья Кузнецова - из "старожилов", в хоре чуть ли не с самого основания. Смеется:
- Самый старый член общества! Меня Иван Павлович пригласил, когда еще в школе училась. Но тогда не насмелилась, пришла, лишь повзрослев, устроившись на работу в информационно-вычислительный центр. В нашей семье все пели: папа, мама, тетя... Я вообще не понимаю, как русскому можно не любить русскую песню. Народная песня, она душу трогает.
А вот у Александра Ивлева "хоровой стаж" в этом коллективе гораздо меньше. Хотя петь любил, как сам говорит, с детского сада. Однако нигде никогда не занимался. До института. Студента Кузбасского политеха пригласили в знаменитый академический хор, где он и осваивал азы хорового искусства. Вернувшись в родной город, Александр решил вспомнить, чем занимался в юности, и пришел в ДК им. Артема:
- Даже дату помню: 15 сентября 1994 года!
- И я тоже с 15-го, у нас с Сашей такое совпадение, - улыбается Надежда Ганзий.
В этот коллектив она попала пятнадцать лет назад и сразу в качестве руководителя. Окончив музыкальное училище, руководила хором на "Электромашине". Потом по семейным обстоятельствам пришлось надолго расстаться с любимым делом. А накануне 30-летнего юбилея хора ДК им. Артема ее пригласили в отдел культуры:
- Выручай! Не можем найти руководителя.
Вот пятнадцать лет и выручает. Дважды в неделю двухчасовые интенсивные репетиции плюс индивидуальные занятия. Творческие конкурсы (из последних достижений: коллектив - лауреат Всесибирского фестиваля национальных культур, победитель областного конкурса хоров и ансамблей "Живи, Россия, здравствуй!" в 2012-м), выступления на городских праздниках и Днях поселков, а в день выборов хор радовал своим творчеством избирателей десяти участков! В его репертуаре - более сотни произведений, как народных, так и авторских. К их подбору Надежда Георгиевна относится с большой требовательностью:
- Мы равняемся на знаменитые государственные коллективы: хор им. Пятницкого, Омский, Сибирский, Кубанский... Что-то у них берем. Следим за телепрограммой, когда выступают хоры. Мало их, правда, на современном ТВ. Показывали "Казачий круг", услышала "Наш край родной, Россия" в исполнении ансамбля Бабкиной - скорее магнитофон к телевизору. Записываем, расшифровываем, аранжировки делаем. Или взять "Гой ты, Русь моя родная". Слова Есенина, классика. А музыку написал руководитель Пензенского хора Октябрин Гришин, в народной манере, прекрасно слушается, хор ее тоже любит.
Формируется репертуар вполне демократично: худрук предлагает, певцы слушают, обсуждают. Бывает, сами что-то приносят. Бывает, не всегда соглашаются. Приходится убеждать.
- Не всем понравилась "Вдоль да по бережку". Объясняю, смотрите, какие слова хорошие: "Вдоль да по речке, по бережку крутому добрый молодец идет. Сам со кудрями, сам со русыми"... Здесь запятая, а мы делаем цезуру, - Надежда Георгиевна эту самую цезуру, музыкальную паузу, руками показывает и продолжает напевно: "Разговаривает". Он не дурачок, что сам с собою разговаривает. Тут что ни слово, то жемчужина.
Любимая песня, как оказалась, у каждого участника хора своя. Со времен основания визитной карточкой коллектива был "Ермак", которого в последнее время "отставили", как выразился Александр Ивлев. Ему же лично "Сторона моя, Сибирь" больше к душе.
- Да, так случается. Поем-поем песню, потом перестанем. Отлежится, соскучимся, опять вводим, - поддержала коллегу Наталья Кузнецова. - А "Тонкая рябина" - разве не визитная карточка? А "Степь да степь кругом"? Еще визитнее, ее в Колонном зале пели! Хотя я люблю "Вдов России", без слез ее петь не могу.
Перебирали, вспоминали, спорили, пока Ганзий не воскликнула:
- "Шумел камыш" - вот коронка! Все ее любят. Когда объявляю, в зале шумок, смешок. А петь начинаем, люди слушают, затаив дыхание. Идет на ура!
Не обошли в разговоре и популярный телепроект "Голос". Голоса великолепные, соглашаются мои собеседники. А вот репертуар почти весь на иностранном языке.
- Ладно, Билан, Агутин, но Полина! - удивляется Надежда Георгиевна. - Вроде бы певица народного плана, талантливая, многогранная, а отбирает сплошь на английском поющих. Хотя в последнее время интерес к народной музыке возрождается. Я вообще считаю, не надо ничего культивировать, в том числе и народную песню. Пусть всему будет место: и эстраде, и року, и фольклору. Но без перекосов. Мы ведь тоже в молодости Пьеху, Кобзона, Кристалинскую взахлеб слушали, песни их наизусть заучивали. Разговор о том, что русская песня умирает, давно идет. А она жива! Она вне времени и моды.
Ирина Смирнова
Фото автора и из архива хора.
Выпуск №: 42-2013 (16.10.2013)