Случай на дороге
Грузное белое тело "НЕФАЗа" сошло с покрытия и покатило в кювет. Полный салон пассажиров выдохнул в едином порыве.
- Куда поехал, ...! - привычно выругался мужской голос из середины толпы.
Это потом, на остановке, рассаживаясь по другим маршрутам, пассажиры 116-го делились друг с другом:
- Так ведь он нам жизнь спас.
Если не жизнь, то кости в целости сохранил точно.
- Автобус длинный, устойчивый, - рассказывает спустя неделю водитель того самого 116-го маршрута Валентин Аппельганс. - Я смотрел по обстановке: налево не свернуть - там встречный транспорт, прямо - протараню минимум пять машин. Куда двигаться? Только вправо.
А вправо - обочина. Рассказывает долго, а тогда, 4 октября мысли в голове мелькали молниеносно. Несмотря на экстремальность ситуации, все его действия были продуманы.
Рейс 116 на 7.30 вышел с киселёвского вокзала по расписанию. Основной маршрут пролегает по дорогам Прокопьевского района: через Верх-Егос и Тырган на ПЗША. Минимум перекрёстков и светофоров. Казалось бы - самый безопасный маршрут. Но в то утро подморозило, и вдруг слева перед автобусом вырулила красная маленькая машинка с женщиной за рулём.
- Она выехала и остановилась, потому что впереди, на остановке "Дом ветеранов" в это время полосу занял автобус, и несколько машин ждали, когда он тронется, - продолжает Валентин Адамович. - Красная машинка тоже затормозила в ожидании, а расстояние от меня до неё небольшое. Я затормозил, но на скользкой дороге полный "НЕФАЗ" только ускорился. Попробовал ещё раз - та же история.
Вот тогда, как витязь на распутье, Аппельганс принял единственное верное решение и взял вправо.
Потомок ссыльных немцев, он и внешне похож на рыцаря. В молодости не чурался спорта, увлекался боксом, который научил в том числе и внутренней собранности. Добоксировал до кандидата в мастера спорта. Одним словом, рос реальным пацаном. Отслужив в армии, вернулся в родной город, женился.
- За баранкой лет с тринадцати, - говорит Аппельганс. - Кто научил? Уж и не помню. Братья отцовы водителями были, тоже в пассажирском. Просто, как все пацаны, дружил с техникой.
Его водительский стаж к сорока годам подбирается. За это время возил грузы, шахтовые смены, таксовал. Теперь вот автобус водит. Но, говорит, такого случая за все годы не припомнит. Внешне после инцидента был спокоен, даже улыбался, а руки предательски дрожали, как только воображение рисовало, что могло бы произойти.
Выступать в роли спасателя нашему герою пришлось не впервой. Однажды, ещё 16-летним мальчишкой, пытался спасти утонувшего ребёнка.
- Мы в спортивном лагере отдыхали, - вспоминает он. - Идём на Чумыш, а навстречу дети с воспитательницей, плачут: "Ребёнок утонул". Я нырнул, поднял, но поздно уже было. Не откачали.
Благодарные пассажиры, обложив в первые мгновения испуга водителя по матушке, позднее одумались и написали письмо на предприятие: мол, просим поощрить за профессионализм.
- "НЕФАЗы" - машины надёжные, - хвалит шофёр. - И в горку тянут прилично. У нас база ремонтная в прокопьевской автоколонне создана очень хорошая, так что техника всегда в порядке.
Правда, пару берёзок рядом с остановкой всё же пострадали.
- Но ведь деревья можно подсадить, - справедливо замечает водитель. - А людей спасти не всегда успеваешь.
Он знает, о чём говорит.
Елена Баева
Фото автора
Выпуск №: 43-2013 (23.10.2013)