Подсмотрел профессию
Не зря всё-таки поётся: "В мире нет прекрасней красоты, чем красота горящего металла". Кто-то поспорит, кто-то согласится. А для Юрия Сецко в детстве это стало потрясающим открытием. Он так и говорит:
- Стоял и смотрел на работу сварщика, словно заворожённый. А вокруг него искры разлетались.
Так по дороге в школу он подсмотрел себе профессию. Но на семейном совете взрослые решили, что парень должен продолжать шахтёрские традиции семьи и поступать в горный техникум.
- Я там год промучился и отнёс документы в 41-е училище, - вспоминает Юрий Васильевич.
Учился три года. Азы освоил в учебных мастерских, со второго курса началась практика на предприятиях. Писали дипломную работу. Это сейчас, говорит Юрий, в интернете все запросто можно найти, а тогда, чтобы написать работу, приходилось изрядно потрудиться в технической библиотеке. Всего троим ребятам из группы сразу присвоили высший, четвёртый разряд. Среди них и наш герой.
Затем по распределению попал в Головную автобазу. Предприятие большое, с автоколоннами по всему городу.
- И сварочный цех был огромный, - вспоминает Юрий Васильевич. - В воротах два "КрАЗа" могли разъехаться.
А потом призвали в армию. Говорит, его поколение рвалось служить. Это сейчас условия такие, что скоро солдату автомат начнут подносить: на, браток, постреляй. Служил на Дальнем Востоке в войсках стратегического назначения. Считает, армия молодому человеку просто необходима.
В 1985-м после службы в армии пришел работать на "Электромашину" (раньше так назывался завод "Электропром"). Здесь МАСТЕР и сейчас работает сварщиком. Его задача, чтобы все системы жизнеобеспечения завода "Электропром" работали, как часы, а в цехах было комфортно: тепло, светло, шла вода горячая и холодная, исправно функционировала вентиляция.
Сейчас завод стабильно работает, развивается. Так стало, когда в начале 2000-х пришел новый собственник - холдинговая компания "Сибирский Деловой Союз". Но Юрий помнит и другие времена. В 90-е завод был никому не нужен. Потом последовала череда смены собственников. Производство приходило в упадок.
- Тогда аварии были обычным делом. Пришлось изрядно по трубам полазить, - вспоминает он то нелегкое десятилетие. - Всё перемерзало, лопалось, ломалось.
Аварии приходилось устранять и в выходные, и в праздники. Особенно тяжело приходилось в морозы.
Все трудности пережил без мысли уйти туда, где получше. Видимо, характер такой, надёжный. "Не бегун я", - соглашается Сецко.
Работа мастеру по душе. Признаётся, что, к примеру, хороший станочник из него вряд ли получился бы: не любит стоять на одном месте, ему движение необходимо. С людьми сходится быстро. В этом, наверное, помогает чувство юмора. Напарники ценят его опыт. В чём хитрость качественной сварки? Вроде есть аппарат, есть инструкция, бери и делай. Но одни руки оцениваются по четвёртому разряду, другие не дотягивают до второго. Наш герой может трубу сварить на слух, по звучанию понимает, проварен шов или нет. И по зарплате такой спец переплюнет любого "белого воротничка". Так что профессией своей гордится. Правда, сразу после училища ему предлагали двинуть в институт, а он отказался: "Я в армию хочу".
- Может, зря, - сомневается Юрий Васильевич.
Но, кажется, только на словах. Отмотай всё назад, наверняка выбрал бы ту же профессию. Ведь он заворожённый ею.
Елена Баева
Фото автора
Выпуск №: 52-2013 (25.12.2013)