Бригада
Трамваем в нашем городе пользуются шесть из десяти пассажиров городского общественного транспорта, а за год 60 трамвайных вагонов перевозят, страшно сказать, - 20 млн. горожан. Прибавьте сюда дешевизну проезда - цена билета традиционно самая низкая, большую вместимость вагонов. Всё вместе взятое закрепило за трамваем право называться самым народным городским транспортом.
Есть в структуре трамвайного хозяйства (ТХ) подразделение: служба пути. Поскольку вагоны бегают по рельсам, очень важно, в каком они состоянии, за чем и следят бригады путейцев. Зимой самая любимая их погода - безветренная. Когда буран, пиши пропало: заметает пути сугробами. 80 километров рельсов без специальной техники в порядок не приведёшь, она быстрее человека работает и неутомима. Но есть жизненно важные точки, которые содержать можно исключительно вручную: это стрелки. Ведь просто так вагон в сторону не свернёт, для этого необходимо передвинуть стрелку. И чтобы работала она, как часы, служба пути прочищает механизм от снега.
Бригада, которую возглавляет Владимир Кокорин, следит за состоянием 6-го маршрута от Тупика до 12-й школы. Только на территории первого депо, где, наверное, самая разветвлённая сеть, больше двадцати стрелок. Владимир Гаврилович суть работы объясняет просто:
- Не пряники перебираем. Ломиком работаем, в любую погоду.
Сам родом из деревни, он с шестнадцати лет умеет управлять трактором, перед армией выучился на водителя. Срочную прошёл за баранкой "КамАЗа" в Афганистане, попав туда с первыми частями советских войск. Сначала сухогруза, потом возил цистерны с горючкой. О войне вспоминать не любит, говорит коротко: работа как работа.
В бригаде одиннадцать человек. Люди разные по возрасту: вот недавно самого молодого в армию проводили. Сам Владимир Гаврилович почти двадцати лет в трамвайном хозяйстве, начинал с монтёра пути.
Пока погода монтёров щадит: даже в Каире снег выпал, а у нас до середины декабря не зима была, насмешка одна. Наверное, компенсацию небесная канцелярия выдала за прошлую зиму.
Со временем даже стальные рельсы изнашиваются, стираются и требуют ремонта. В сентябре бригада Кокорина ударно меняла непростой участок по третьему маршруту, в районе "Прокопьевскэнерго".
- Здесь большая кривая, пересечение с железной дорогой и сразу уклон, - объясняет начальник производственного отдела ТХ Ольга Мошенко. - Это и лишний расход энергии, и износ двигателя.
Участок решено было спрямить. Бригада уложилась в месячный срок, закончив работы к 10 октября. Мастер объясняет:
- Сначала все звенья собрали на земле, а ночью стыковали их на ветке, что ведёт в Тупик. Потом также заменили другой участок. Запустили движение по этим участкам и после демонтировали старую колею.
И ни слова о трудностях. Как жгли костры, чтобы просушить одежду, намокшую от осенней непогоды. Как трудились ночью, несмотря на темноту не покладая рук, чтобы уложиться в срок. Как чётко сработали путейцы со службой контактной сети, синхронно завершив каждые свой фронт работ: ведь помимо рельсов для движения нужны ещё и провода. Как забыли про воскресенья и праздники. Движение по маршруту, пока шёл ремонт, не останавливалось, пассажиры даже не почувствовали неудобств. Не в этом ли отношении к делу, которым занимаешься, и заключается мастерство даже в самой простой, на первый взгляд, профессии?
Елена Баева
Фото Анастасии Улановой
Выпуск №: 2-2014 (08.01.2014)