Рейтинг@Mail.ru
Секрет её молодости

Секрет её молодости

Разговаривать с Пензиной чрезвычайно интересно, потому что получается беседа-концерт. Когда не хватает слов, Любовь Александровна вскакивает с места и показывает. Причем не столько элементы танца, сколько состояние. Например, как учит детей улыбаться на сцене: не дежурной, точно приклеенной гримасой, а искренне "от сердца - через глазки". Выпорхнула на середину кабинета, раскинула руки, улыбнулась - и преобразилась. Вместо умудренного жизнью профессионала, балетмейстера прославленных "Сибирских выкрутасов", художественного руководителя ансамбля танца "Сибиряночка", заслуженного работника культуры РФ Любови Пензиной передо мной стояла озорная Любочка, девочка, которая очень любит танцевать.

Я танцевать хочу!

Она всегда знала, кем хочет стать: артисткой! После того, как посмотрела знаменитый в те годы фильм "Молодая гвардия", где лихо отплясывала Любка Шевцова, мечта конкретизировалась: сначала она научится танцевать, а потом уж в актрисы. И попросила старшего брата Валеру отвезти ее во Дворец пионеров им. Ю.А. Гагарина. Сама, семилетняя, добираться с Черной Горы в центр города тогда еще не решалась.

­* Сколько было детей, какой отбор проходил, вы не представляете! Очередь, все волнуются, переживают. Зашла в зал, он показался тогда огромным. Преподаватель спрашивает: "Танцевать сильно хочешь?" "Очень!" ­* отвечаю. Проверили слух. Сначала отстучала простенький ритм, потом посложнее, ­* тут же моя собеседница пробегает пальцами по столу. ­* "Мы тебя берём". Счастью не было конца!

Врожденные способности, а Любочка не только танцевала, но и пела в школьном хоре, плюс огромное желание учиться быстро принесли результат. Особенно хорошо получалась трюковая часть: вращения, дробушки и т.п. Уже в одиннадцать лет девочку пригласили в ансамбль Дворца культуры им. Артема, где занимались старшеклассницы. Сложные номера, интересные композиции, взрослая хореография. В пятнадцать исполняла сольные партии. В девятнадцать стала профессиональной танцовщицей.

Моряки победили

В те годы в нашем городе часто выступали знаменитые коллективы, о которых знал весь мир. Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота ­* из их числа. Концерт проходил в драмтеатре. Он стал для Любы настоящим потрясением:

­* Три дня я даже разговаривать ни с кем не могла. Во­*первых, оркестр замечательный. Во­*вторых, номера потрясающие. "Пятеро смелых", когда матросы один за другим бросаются с гранатами на вражеские дзоты. На всех ­* единственная папироса. Тот, кто уходит, передает окурок другому. Последний ослеп в бою, ­* она вновь вскакивает, затягивается воображаемой папиросой, "берёт гранату", растерянно смотрит невидящим взглядом ­* куда идти? И падает, сражённая пулей. ­* Но это танец мужской. А вот в "Оптимистической трагедии" партия Комиссара ­* женская. Спала и видела: буду её работать.

Сказано ­* сделано. Прокопчанка успешно прошла, как бы мы сейчас сказали, кастинг и осталась ждать вызова после того, как коллектив вернется с гастролей. А незадолго до этого проверилась в ансамбль танца Сибирского военного округа, и тоже удачно. Телеграммы с приглашениями получила практически одновременно.

­* Сижу, в каждой руке по бумаге. Гордость распирает ­* меня и туда, и туда берут! ­* вспоминает. ­* Выбрала моряков, так как бредила Комиссаром.

Эту партию исполняла выпускница Пермского хореографического училища Тамара Стефанович. Ей было 39, для танцовщицы ­* пенсионный возраст, Любе ­* 19. При всей одаренности девушки мечта чуть было не разбилась вдребезги, наткнувшись на техническое препятствие. Любочка делала вращения не в ту сторону!

­* Я крутила влево, и никто из педагогов в детстве меня не останавливал. А в серьезных коллективах только вправо! Представьте, шесть девушек и все рука об руку поворачиваются в одну сторону. Пришлось переучиваться. И поверьте, это намного сложнее, чем учиться.

Восемь утра. Подруги сладко спят, а Тамара Михайловна уже стучит в дверь: "Люба, пошли!" Девушка крутила вправо до тошноты, до слёз, до отчаяния, до желания всё бросить и вернуться домой. И расстаться с мечтой о Комиссаре? Ни за что!

­* Тамара Михайловна была репетитором от Бога. Она объясняла, что выходишь не на сцену, а на палубу огромного корабля. Вместо зрительного зала ­* вода. И настолько это внушила, что действительно, выйдя первый раз в "Оптимистической трагедии", я видела вокруг море. В конце номера Комиссар погибает. Её подхватывают на руки матросы и несут к авансцене. Музыка на разрыв, занавес, аплодисменты. Я поняла, что всё получилось.

Возвращение

Потом был еще один знаменитый коллектив ­* Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири. Работа с мэтром, Героем Социалистического Труда Михаилом Годенко. И любовь с первого взгляда. Сердце прокопчанки покорил солист ансамбля Геннадий Верняковский. И создание собственного танцевального коллектива "Юность" в Пензе, куда перебрались к родным Геннадия Анатольевича. И страстное желание родить ребёнка, а лучше нескольких: "Детей люблю бе­*зумно, особенно малипусеньких. Чтобы один подрастал, а второй уже на подходе".

- Я рыдала от счастья, когда появился на свет Ярослав.

Казалось бы, всё, о чём мечталось, сбылось. Но грянула перестройка. Искусство оказалось невостребованным. В средней части России разрушительные процессы начались раньше, чем в Сибири. Приехав в очередной раз навестить родителей, Любовь повела мужа в ДК им. Артема, показать, где начиналась её сценическая карьера. Во время экскурсии по памятным местам встретили директора Дворца. Тот предложил: "Приезжайте! У нас хореографы в дефиците". На семейном совете решили рискнуть: Любовь пойдет работать в ДК, Геннадий ­* в шахту.

­* Принес первую горняцкую зарплату ­* раз в двадцать больше, чем в Пензе. Я в шоке! Но любовь к танцу пересилила. Он после смены приезжал в ДК, отсыпался на диванчике, а вечером репетиции. Набрали ребят из профтехучилища на Ясной Поляне. Мастер (он высоченный был, здоровый, строгий ­* шаг влево, шаг вправо ­* расстрел) приведет группу, сдаст нам на руки, мы мучаемся. Ребята уже большие, своевольные, кто­*то хочет заниматься, кто­*то нет.

Однако упорство педагогов и ежедневные репетиции скоро принесли свои плоды. Спустя несколько месяцев "Сибирские выкрутасы" успешно дебютировали в конкурсе на призы газеты "Труд" в Кемерове, пробились в программу гала­*концерта, заинтересовали телевидение. Потом набрали 12­*летних ребят из 10­*й школы. Попутно Любовь Александровна стала заниматься с малышами 5­*6 лет. Коллектив назвали "Сибиряночкой". И вдобавок работала хореографом в детском саду, куда зачислили Ярослава только при этом условии. Самый сильный состав получился из тех, кого набрала малышами, считает, самая крутая "Сибиряночка"! С нею несколько раз выступали в главном концертном зале страны. Был случай, когда во время номера выключили музыку. Но юные прокопчане продолжали танцевать, как ни в чем не бывало. Под аплодисменты вставшего в восхищении зала.

Особо запомнилась встреча с великой русской балериной Лепешинской. После концерта один из организаторов подвел Ольгу Васильевну к Геннадию Верняковскому. Та положила сухонькую ладонь ему на руку:

­* Спасибо вам большое! Какие вы умницы ­* воспитываете маленьких профессионалов.

Такая похвала из уст легенды ­* высокая награда, запавшая в душу.

Талантам надо помогать

Любовь Александровна убеждена, что залог творческих успехов юных прокопьевских танцоров в том, что город поддерживает энтузиастов:

­* И квартиру трехкомнатную нам дали, и машину подарили. Это на самом деле был для нас сюрприз, когда Валерий Анатольевич Гаранин вышел на сцену и вручил ключи от авто. Даже не верилось. Вышли на улицу ­* а она стоит! Гена тогда и водить не умел, за руль сел Сергей Толстых, прокатил нас по площади. Ребята, их родители, наши коллеги ­* все аплодируют, радуются за нас.

Есть у супругов заветная мечта ­* создать центр хореографического искусства. Город и эту идею одобрил: выделил здание бывшего кинотеатра им. Н. Островского. Дело за "малым" ­* средствами на реконструкцию. В сегодняшней сложной финансовой ситуации найти деньги пока не удаётся. Но мы ведь уже пережили 90­*е. Выстоим и сейчас.

. Поинтересовалась у Любови Александровны, что значит для неё танец: "душой исполненный полёт" или...

­* Танец ­* это моя жизнь. Такой же разный, веселый и лирический, с горестями и радостями. В нем есть всё: и полёт, и ежедневный труд, репетиции, концерты ­* словом, пахота. И по большому счету ничего в ней менять я бы не хотела. Хотела стать артисткой ­* стала. Хотела посмотреть другие страны ­* с гастролями объездили полмира. И отовсюду привозили народные танцы. Мечтала о семье, ребёнке ­* родила сына. Планировала после завершения профессиональной карьеры учить детей ­* работаю с ними. И чувствую себя лет на сорок, будто время приостановилось, ­* удивляется. ­* Потому что работаю с молодежью. Бывает, с утра настроения нет или здоровье пошаливает. А придешь во Дворец, с детьми позанимаешься и наполняешься энергией. Ничего не болит, всё прекрасно. Работа окрыляет и омолаживает.

Человек, достигнув одной вершины, отправляется покорять другую высоту. Впереди ­* поездка в Японию, где юные прокопчане будут выступать в рамках дней российской культуры. Готовят четырнадцать номеров, шьют костюмы. Сама рукодельница, Любовь Александровна принимает активное участие в их создании, разрабатывает эскизы, вместе с модельером Мариной Ворончихиной ездит покупать ткани, расшивает наряды, мастерит кокошники. Ведь в танце, как в жизни, мелочей не бывает.

Ирина Смирнова

Фото автора


Выпуск №:  12-2014 (19.03.2014)

Возврат к списку