Рейтинг@Mail.ru
Найти талант - нелёгкая работа

Найти талант - нелёгкая работа

И на каникулах умникам и умницам отдыхать не приходится. Наоборот, для некоторых из них это напряженная пора подготовки и выступления в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Об особенностях состязаний юных интеллектуалов - наша беседа с начальником отдела общего и дополнительного образования управления образования Ольгой ШЛОТГАУЭР.

- Ольга Артуровна, в региональном этапе Всероссийской олимпиады отличились 16 прокопчан. А по каким предметам у нас наиболее значительные достижения?

- В этом году особенно результативным оказался русский язык: пятеро призеров, трое из которых вошли в областную команду и будут представлять Кузбасс на заключительном этапе в Ставропольском крае. В прошлом году было три призера. Русский язык - предмет сложный, обязательный при поступлении в любой вуз. Впервые за несколько лет у нас второе место по математике (Игнат Скударнов из 57-го лицея). Он же занял второе место и по астрономии, как и в прошлом году. Катя Горбунова из 45-й школы победила по географии. В прошлом году она хорошо выступила по экологии и экономике. Саша Пащенко из 72-й гимназии, о котором "Диалог" уже рассказывал, выступает в Санкт-Петербурге на заключительном этапе олимпиады по мировой художественной культуре. В региональном этапе он также стал призёром по истории и литературе. Стабильно хорошо выступают прокопчане по физической культуре (два призёра), по технологии у девочек. Хотя победы по ОБЖ, физкультуре многие считают не столь престижными, как физика, математика, информатика, русский язык.

- Странно, ведь сегодня развитию спорта, физической культуры, от которых напрямую зависит здоровье детей, уделяется большое внимание. Недаром в прошлом году президент дал старт проекту по возрождению норм ГТО, по инициативе губернатора в Кузбассе введён комплекс ГТЗО. А победы по каким предметам значимы?

- На мой взгляд, по любому. Это большой труд самого ребенка и повышение рейтинга школы, города, региона. Пока мы не можем похвастаться достижениями в информатике, физике. По информатике из года в год побеждают воспитанники новокузнецкого лицея №84, созданного на базе действовавшей еще в советские времена физико-математической школы. Единственные, кому по плечу "олимпийская" программа. В нашем городе по информатике лидируют 57-й лицей и 32-я школа с углубленным изу-чением отдельных предметов. Но ребята в региональном этапе даже не преодолели порог в 408 баллов (при максимуме в 800!), чтобы претендовать на призовые места.

Причины неудач? Возможно, сказывается доминирование при выборе учащимися образовательных программ гуманитарного направления над физико-математическим. Согласитесь, долгое время инженеры, ученые были не в почете, закрывались огромные промышленные предприятия, целые НИИ. Сейчас, когда регион нуждается в развитии современных наукоёмких производств, в технических, инженерных кадрах, ситуация может кардинально измениться.

И ещё. Наверное, надо, чтобы талантливый педагог и талантливый ребёнок сошлись в нужный момент. Одаренных детей трудно искать и находить. Ещё сложнее обеспечить соответствующее их предназначению образование и воспитание. Но именно эта задача является приоритетной для нашего города. В Прокопьевске действует муниципальная программа поддержки юных интеллектуалов "Одаренные дети". Есть база талантливых ребят, которые заявляют о себе с начальных классов , участвуют и побеждают в различных конкурсах. Кроме Всероссийской олимпиады школьников эти ребята активно участвуют в различных межвузовских олимпиадах, интеллектуальных играх. Как правило, они ярко проявляют себя в самых разных предметах, пробуют силы, выбирают. Из них чаще всего вырастают интеллектуалы. А к старшим классам ребята уже определяют один профильный предмет или несколько, тесно связанных между собой, как математика и астрономия, экономика, экология и география, история, литература, мировая художественная культура. У "олимпиоников" очень высока мотивация, нацеленность на успех. И, конечно, наши умники и умницы - большие трудяги. Подготовка к олимпиадам - это еже-дневная работа, которая требует силы воли, усидчивости, терпения, желания понять мир в любом его проявлении. Педагоги, родители должны помогать, направлять, поддерживать, но без стремления самого ребенка добиться высоких результатов невозможно.

- Ольга Артуровна, вы уже затронули тему "порогового балла", который позволяет участнику олимпиады претендовать на призовое место. Расскажите подробнее об этом и об изменениях в организации предметных олимпиад.

- Приказ Минобрнауки России №1252 "Об утверждении порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников" вступил в силу в январе, и уже по нему проходят заключительные этапы по различным предметам. Но на муниципальном уровне мы начнем работать по-новому со следующего учебного года. Если раньше за школьный этап олимпиады отвечали образовательные учреждения, теперь - управление образования. Тем самым усиливается внимание к первоначальному этапу: когда оценивает работы независимая структура, отбор проходит объективнее. Сроки и места проведения школьного этапа по каждому предмету также определяет управление образования, но он должен закончиться не позднее 15 октября. Первый этап - самый массовый: для учащихся 5-11 классов. Причем, например, шестиклассник вправе выполнять задания 7-8 классов. Однако и оценивать его будут как семиклассника. Это правило действует на всех этапах.

Следующий момент: для участия ученика в любом этапе олимпиады необходимо письменное согласие родителей. За 10 дней до начала надо написать заявление, что родители знакомы с порядком проведения и согласны на сбор, хранение, использование, публикацию персональных данных ребёнка.

Также предусмотрено право на объективную оценку работы: участник может подать апелляцию (заявление о несогласии с результатами) в жюри соответствующего этапа олимпиады. Жюри обязано предоставить работу ребенку, чтобы он смог оценить объективность оценки. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника олимпиады.

Задания оцениваются в баллах. Тут два понятия: максимальное количество баллов и пороговое. По действующей системе проведения олимпиады победителем и призёром может быть ребёнок, который набрал 51% выполненного задания. Потом вступает в силу принцип квотирования. По старой системе - 25% от общего количества участников этапа. Пример: в олимпиаде участвуют 100 человек. Проходной балл - 51 - набрали 70 ребят. А призерами могли быть только 25, остальные оставались без места. На региональном этапе по английскому языку только один из восьми прокопчан набрал менее 51% баллов, семеро были потенциальными призёрами. Но не прошли по квоте. По новому положению эта цифра, 50+1%, вообще убрана. Однако квота увеличена: 30% от общего числа участников.

- А что даёт школьнику победа в заключительном этапе?

- Минобрнауки еще в октябре заявило, что победители заключительного этапа по профильному предмету автоматически получают 100 баллов. Они имеют право льготного поступления в вузы. При этом ряд вузов намерены проводить дополнительные испытания по этим предметам, мол, не все "олимпионики", которые поступили, себя зарекомендовали как одаренные студенты. Хотя если судить по победителям-прокопчанам, это уникальные дети, настоящие интеллектуалы и трудяги.

Беседовала Ирина Смирнова

Фото автора


Выпуск №:  14-2014 (02.04.2014)

Возврат к списку