Должок за тобой!
"Мой сын обзавёлся семьёй и сейчас живёт в Москве, хотя прописан в Прокопьевске. Они с женой работают, но, случается, что денег, как и всем молодым, не хватает. Несколько раз брали кредиты. Недавно мне пришло письмо якобы от организации, которая борется со злостными неплательщиками. В письме была квитанция, где указан счёт, на который можно перечислить долг за сына. Мы, естественно, созвонились, но он сказал, что никому ничего не должен. Все кредиты давно погашены. Не знаю, что делать, потому что в письме написано: в случае неуплаты долга сумма будет расти. Может, стоит заплатить, чтобы подобные письма больше не приходили на мой адрес?
Клавдия Воронова, 61 год, пенсионерка".
Письмо комментирует первый заместитель прокурора города Ирина ЧУРИНОВА:
- Не убедившись в обоснованности претензии, деньги перечислять ни в коем случае никуда не нужно. Рекомендую обратиться в службу безопасности банка, где молодые брали кредит, и убедиться, что он погашен. Затем написать заявление с просьбой снять адрес и контактный телефон с базы, чтобы больше тревожные звонки и письма вас не беспокоили. Раз молодые брали кредиты, значит, подписывали договоры. Желательно выяснить, как родители задействованы в этом соглашении. Либо они поручители, либо их координаты указаны на случай, если заёмщики не смогут своевременно вносить платежи.
Бывают случаи, что коллекторы звонят даже ночью, беспокоя и самих заёмщиков, и их родственников. Часто грубят. Однако даже в том случае, если люди просрочили с выплатой платежей, действия коллекторов можно назвать незаконными. Пока не будет решения суда о взыскании с гражданина денежных средств в пользу банка, ни банк, ни коллекторское агентство, ни какие-либо другие организации не вправе взыскивать деньги в принудительном порядке.
Зачастую люди теряются, получая подобные письма или отвечая на внезапные звонки.
Но нужно знать, что отношения "клиент-банк" и "клиент-коллекторское агентство" регламентируются законом о защите прав потребителей, поэтому в случае недоразумений можно обратиться в Роспотребнадзор. Заявление с просьбой разобраться, не нарушены ли права потребителя, пишется в свободной форме. Роспот-ребнадзор делает официальный запрос в банк и выясняет реальную картину. Бывает, заёмщик договаривается с банком по поводу рассрочки, а в это время ему поступают письма и звонки с угрозами. Тогда действия банка незаконные. Банк не имеет права переуступать свои требования коллекторским агентствам, не пре-дупредив об этом клиента.
Не исключено, что задолженности вообще нет. Люди, особенно пенсионеры, впечатлительны, и зачастую достаточно одного такого тревожного звонка, чтобы наутро они пошли и перечислили деньги на указанный счёт, лишь бы их больше не беспокоили. Мошенники этого и ждут, рассылая "письма счастья" наобум. Каждый второй брал когда-нибудь кредит, поэтому начинает переживать и сомневаться: может, и правда не доплатил?
Анастасия УЛАНОВА
Выпуск №: 16-2014 (16.04.2014)