Рейтинг@Mail.ru
Только в детстве бывают цветные сны?

Только в детстве бывают цветные сны?

Казалось бы, ансамбль с таким названием никак не мог родиться в середине 90-х. Но, говорит одна из его "мам" Татьяна Хабирова, именно тогда хотелось противопоставить серости и безнадёге реального мира яркую радость, подсмотренную неважно где, быть может, во сне. Так родилось название "Цветные сны".

Было это два десятилетия назад. Теперь ансамбль "Цветные сны" - это 130 детей от четырёх лет до старшеклассников и четыре хореографа.

- Каждый год говорим, что набора к нам нет, - рассказывает Татьяна Васильевна. - И всё равно как-то образуется новая группа.

Родители отдают детей на танцы для общего развития. Но педагоги возражают против слова "самодеятельность" и нацелены на результат. И они есть, эти победы на фестивалях всех уровней, и немалые. Но грамоты и дипломы - лишь верхушка того самого айсберга, а под течением времени - самая настоящая "пахота". Артистический мир принято называть гламурным, но моя собеседница с этим решительно не согласна. Если не вкалывать, не спасёт даже талант, данный от природы.

- Наша недавняя выпускница Вера Шворак поступила в Московский колледж культуры, причём на бюджет. На вступительных экзаменах пятёрку по классике получила, - рассказывает Татьяна Васильевна. - Мама её говорит, она во всём такая. Что на огороде, что в хореографии - упёртая.

А, бывает, ребёнок, что называется, богом поцелованный, а ничего из него не выходит - трудиться не любит.

Выпускников, которыми гордятся наставники, много. Конечно, далеко не все они связали свою карьеру с танцами, став врачами, юристами, учителями. Но ни один не пожалел, что были в его детстве "Цветные сны", которые дают неоценимое по жизни качество: уверенность в себе.

- Наши дети никогда не сядут за последнюю парту в классе, только за первую, - образно иллюстрирует этот результат педагог. - Они организуют вокруг себя постоянный круговорот событий и в институте, и на работе. Большинство студентов, награждаемых поездкой в Эмираты, наши дети.

Но добиваться такого результата приходится годами. Самым сложным педагог называет возраст 10-12 лет, когда у подростка формируются комплексы, и эта внутренняя зажатость сразу видна в движениях. Они не могут раскрыть руки, как это умеют все танцоры. Вроде бы и разводят их в стороны, а голову при этом вжимают в плечи, и посыл от них, как писк мышонка: "Скорее бы в норку". А должно быть гордое: "Вот я какой!". И путь от норки до солнечной полянки очень непростой. Он не метрами меряется, ведь все изменения происходят внутри одного человека.

- Вот и современные танцы, - говорит другой хореограф Ксения Арыкова, приверженец новаторских танцевальных направлений, - выражают внутренний мир человека через движение.

Вообще, уверена она, любую эмоцию человека - а базовых психологи насчитывают всего семь - можно выразить в танце. Но чтобы было что выражать, эти самые эмоции должны просто быть, клокотать внутри, и тогда чувство драйва, полёта танцор передаст зрителю, а тот откликнется ответным энергетическим посылом. Чтобы этот самый важный обмен состоялся, Ксения Борисовна проводит специальные тренинги, на которых маленькие артисты пишут эссе о том, как понимают танец, сочиняют этюды, в которых жестами передают фразы, к примеру, такую: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь".

- И очень удачные бывают придумки, - говорит педагог-новатор.

Это, конечно, со старшими. С малышами лучше игры ещё никто ничего не придумал. И танец для маленьких - не просто набор движений - целая история, законченное повествование с завязкой, кульминацией и развязкой. Иначе им будет просто скучно. Не станцуют.

А с большими Ксения Арыкова двигает вперёд современные танцы, свежее для России направление.

- Недавняя постановка называлась: "Погода - не главное", - рассказывает она. - Там идея такая: неважно, что творится вокруг, всё - внутри тебя, и твоё настроение тоже.

В танце: пешеходы - люди, машины - тоже люди, даже лужи - люди.

- Для эстетов, - сомневаюсь я.

- Это философия в движении, - возражает Ксения. - И мы активно развиваем это направление.

Законодатели модерновых танцев - западники. Что же получается, век назад русские поражали Париж дягилевским балетом, а теперь наоборот?

- Никуда русский классический балет не делся, - утешают меня балетмейстеры. - И наши дети проводят много часов у станка.

Станок для начинающего танцора - всё равно что азбука для не умеющего читать. Без станка неоткуда взяться грации. А без грации какой танцор?

Бывая на фестивалях и конкурсах в других городах, часто встречаются со своими многочисленными выпускниками. Вот и на 20-летие приедут их повзрослевшие дети. Помимо всего прочего коллектив научил их дружить, дал ощущение команды, чувство локтя. И способность будучи взрослыми видеть цветные сны.

Елена Баева

Фото из архива коллектива


Выпуск №:  18-2014 (30.04.2014)

Возврат к списку