От идеи - к проекту
Почти половина российских субъектов, если точнее, сорок пять, вошли в программу "Ты - предприниматель". Наш регион по итогам 2013 года - в тройке лидеров. По мнению экспертов федерального агентства по делам молодежи, этот результат связан с комплексной поддержкой предпринимательства в Кузбассе: в области работают центры и фонды, бизнес-инкубаторы. В прошлом году в программе приняли участие более четырёх тысяч человек со всей области. Почему для развития этого сектора экономики, который, по мнению большинства экспертов, является безусловным её катализатором, требуется господдержка? Почему молодые пока не выстраиваются в очередь на открытие собственного дела? Об этом, не претендуя на полноту изложения, размышляет автор.
Цель Программы - заразить молодёжь предпринимательством, помочь недостающими ресурсами. А это, по опыту, прежде всего знания и информационная поддержка. Поэтому большое внимание организаторы уделяют тренингам, на которые приглашают зарубежных коучей.
- Сначала тренинги проводились в двух самых крупных городах области, - вспоминает член экспертного совета, начальник отдела по науке Прокопьевского филиала КемГУ Артём Беляков. - А потом только в Кемерове.
Этим и объясняется, что хотя на отборочный тур, состоявшийся в Прокопьевске весной прошлого года, заявки подали около шестидесяти прокопчан, на сайте Программы - в основном молодые кемеровчане.
- Наши две студентки поездили зимой в Новокузнецк, - продолжает Артём Александрович, - намёрзлись и прекратили это дело. Трудно.
В Программе могли участвовать даже школьники - границы возраста от 14 до 30. Проекты, которые отсмотрела в Прокопьевске комиссия, предлагались разной степени готовности. Были "сырые" идеи на уровне: "А вот я с детства мечтал...". Были и уже рабочие, частично внедрённые в практику, с проработанным бизнес-планом, стратегией развития. Первых достаточно было спросить: "А кто ваши покупатели?", чтобы поставить в тупик.
- Скажите на милость, - удивляется учёный, - зачем создавать ещё одно туристическое агентство, если в городе их и так под тридцать штук?
Вторые знали, что им нужно: оборотные средства - когда, на что и сколько. В основном предлагали услуги. Хорошая тенденция, если учесть, что ещё лет 10-15 назад предпринимательский сектор развивался преимущественно за счёт торговли. Производственные проекты тоже были, но пока не так много, как хотелось бы.
- Запомнились школьница с мамой, - говорит эксперт. - Обе увлекаются цветоводством и предложили изящную услугу по уходу за комнатными растениями, пока хозяева в отпуске. Именно так и советуют эксперты: зарабатывать тем, что тебе интересно, что получается. Или вот ещё: студенческое кафе, маленькое, уютное, с манящим ароматом кофе на два квартала вокруг. И кондитеры свои в городе есть, и кофе-машина вполне себе по деньгам. А лучше сеть таких кафе.
Но по итоговым цифрам видно, как редеют ряды участников, когда мечты о собственном бизнесе сталкиваются с реальностью. Судите сами: в Кузбассе на входе заявились четыре тысячи человек, образовательные программы осилила четверть, к бизнес-плану подошли семь процентов. Сказать же о себе: "Я - предприниматель" смогли только 66 кузбассовцев. Такое же соотношение от "А" к "Я" и по России в целом: из 200 тысяч заявок реализовано 3,5 тысячи. Но это, говорят эксперты, хорошие цифры. В сложном мире бизнеса мало иметь идею, образование, знания, энергию и массу других "тестостероновых" качеств. Здесь требуется ещё и опыт, которого у молодёжи пока недостаточно. Поэтому среди взрослых "профпригодными" к бизнесу признаются пять процентов населения, а среди молодёжи 1,5-2. Но это - недостаток временный.
Прокопчанка Мария Леонова вступила в Программу, едва зарегистрировавшись в качестве ИП. Соглашается, что на первоначальном этапе сильно не хватало знаний, и участие в учебном этапе проекта пришлось кстати. Её сфера интересов - молодые мамы. Знает её досконально, поскольку сама сейчас таковой и является.
- Просто женщинам, которые впервые рожают, требуется поддержка. Подруги забыли, как рожали, мамы - тем более.
Так появилась школа молодых мам. Иногда приходится работать, что называется "в ноль", но Мария закрываться не собирается.
- Будем барахтаться, - говорит психолог. - Времена непростые для всех. В моём проекте поровну и бизнеса, и социальной составляющей.
В одном из интервью телеканалу "Успех", целевой аудиторией которого являются именно предприниматели, один из них дал совет и нам, то есть СМИ:
- Рассказывайте больше о бизнесменах, как о стахановцах, формируйте в обществе привлекательный образ человека дела, и тогда молодёжь захочет посвятить свою жизнь собственному делу.
Елена Баева
Выпуск №: 21-2014 (21.05.2014)