Гой еси, братья славяне
Прошедшая неделя была вкусной, яркой, разнообразной. Итак, на этой неделе мы: вели неофициальный протокол заседания клуба глав моногородов Кузбасса, руководителем которого единогласно избрали Главу Прокопьевска Андрея Мамаева; кричали праздничное «Горько!» 10-ти парам, заключившим брак в день Святого Валентина; приняли участие в городском митинге в честь 29-й годовщины со дня вывода советских войск из Афганистана и побывали на ежегодном фестивале солдатской песни «Пусть память говорит», также посвящённом этой дате; поздравляли ребят 57-го лицея из объединения "Максимум", одержавших победу в областном этапе всероссийского конкурса «Российское движение школьников – территория самоуправления» и получившего всероссийский грант за свой социальный проект «Добровольцы, на старт!» Никиту Новикова. А ещё мы с большим размахом и по древнему обычаю всю неделю провожали зиму и отмечали Масленицу. Праздничные гуляния с играми и забавами развернулись на традиционных площадках в разных районах города 18 февраля.
Давайте же ещё раз крикнем от души: «Уходи, зима, уходи!» и попутно посмотрим кино на исторически-языческую тему: «Гой еси, братья славяне!».
1 Снегурочка (1968) 12+
Ближе всего к языческому ритуалу проводов зимы кино история “Снегурочка” о знаменитой снежной девушке. Для большинства Снегурочка - это задорная молодая девица, крутящаяся вокруг седобородого старика с красным носом, который выдает себя за её деда. Между тем, изначально Снегурочка была совершенно другой. Драматург Александр Островский, композитор Римский-Корсаков и художник Васнецов в конце ХIХ века создали наш славянский аналог Русалочки — скромной девушки, пришедшей в наш мир для любви и в её огне в итоге растаявшей. Конечно, мимо такого романтического сюжета не мог пройти отечественный кинематограф. Среди разных экранизаций заметно выделяется известная нам с детства «Снегурочка» Павла Кадочникова, в котором есть чудесная природа, веселые хороводы, игры, песни, испытания, дружба и любовь — в общем все, без чего не может быть настоящей русской сказки.
2 И на камнях растут деревья (1985) 12+
По северному суровый, но романтичный советско-норвежский фильм “И на камнях растут деревья” продолжая тему славянскую, добавляет к ней кровь варяжскую. В итоге мы получаем чудесный рассказ о приключениях славянского юноши Кукши в мире викингов, к которым он попал в плен. Жизнь среди вчерашних врагов оказалась насыщенной и весьма интересной. За мужество и отвагу он получает имя Эйнар Счастливый. За искренность и пылкость чувств - дружбу и любовь. Зритель же получает от всего происходящего на экране истинное удовольствие, особенно если он интересуется историей и обычаями языческих культур славян и скандинавских народов. А ещё если он любит красивую природу. Фильм снимался на родине викингов, в Норвегии, где и вправду на камнях растут деревья, поэтому красоты в картине столько, что захватывает дух.
3 Русь изначальная (1985) 12+
Снятая в тот же 1985, историческая драма “Русь изначальная” также должна приглянуться исследователям древней Руси. Её действие разворачивается в VI веке - в те времена, когда славянам, объединившимся в войско под предводительством Ратибора, сына Всеслава, удалось одержать первые победы над племенами кочевников. Снятый по мотивам одноименного романа, фильм отправляет зрителя к самым истокам нашей истории и сущности, позволяя прочувствовать кровное родство с неведомыми нам временами. А также насладиться потрясающей игрой лучших советских актеров того времени и идеально дополняющей атмосферу картины музыкой композитора Алексея Рыбникова.
4 Когда солнце было богом (2003) 12+
Историческая драма “Когда солнце было богом” из века VI переносит нас в век IX, возвращая на берега Вислы к началу возникновения династии Пястов — королевского рода, который правил почти всеми западными славянами до начала ХV века, когда к власти пришел Ягайло и зародил династию Ягеллонов. Певец баллад и легенд, умудренный опытом и славой, польский режиссёр Ежи Гоффман погружает нас в мир капищ, приворотных чар, разрушающего огня и свиста мечей, борьбы за влияние и власть, противостояния подлости и коварства – чести, благородству и любви. История в его исполнении подаётся красочно, ярко, с минимумом спецэффектов и максимумом живых эмоций.
5 Феофания, рисующая смерть (1991) 16+
Соединив в себе историческую реальность с мрачным мистическим фэнтези и любовной драмой, картина “Феофания, рисующая смерть” рисует нам Русь XI века - переходного периода, когда языческим божествам пришлось потесниться, уступив место новому властителю дум человеческих на примере одной деревни, часть жителей которой — язычники, а часть — уже христиане. Отношения между двумя частями общины нельзя назвать спокойными. Апогея же их противостояние достигает во время языческого праздника во славу ПерУна. Конечно в картине много преувеличения, вымысла, небыли и фантазии. Но традиции, быт и жизнь славянских племен в атмосфере древних мифов, верований, обрядов переданы хорошо . Но при чём здесь какая-то Феофания, и почему она рисует смерь? – спросите вы. А вы посмотрите и всё узнаете – отвечу вам я.